Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что общество перешло от натурального производства к рыночной экономике. Современный человек, возможно, и хотел бы производить собственноручно хотя бы пищу, но ритм жизни не оставляет ему на это времени.
Поэтому, людям приходится совершать сделки, покупать товары у производителей и продавцов. Каждый гражданин, каждый из нас ежедневно становится потребителем, вступая в правоотношения из договора розничной купли-продажи, приобретая продукты питания, предметы домашнего быта и прочие, необходимые для личного пользования, товары. От качества такой продукции зачастую зависит жизнь и здоровье не только самого покупателя, но и членов его семьи.
В последние годы в нашей стране государственными органами проводится довольно активная политика по защите прав потребителей. Государство признает, что покупатель является уязвимой стороной при заключении договора розничной купли-продажи с предпринимателем. Поэтому одной из задач современной России является необходимость совершенствования законодательства и существующих методов защиты прав потребителей.
Приобретение товара регулируется главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а к отношениям из договора розничной купли продажи при участии потребителя применяется также Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Российское законодательство в сфере защиты прав потребителей является довольно динамичным, о чем свидетельствуют многочисленные поправки к основному закону в данной области. Но, несмотря на достаточное количество законодательства в сфере защиты прав потребителей, которое свое-временно обновляется, нарушений прав потребителей и споров меньше не становится. Объемная правоприменительная практика свидетельствует о том, что вопросы привлечения к ответственности продавца, изготовителя за продажу товаров ненадлежащего качества не урегулированы полностью.
Объект исследования: Общественные правоотношения в области защиты прав потребителей при заключении ими договора розничной купли-продажи.
Предмет исследования: Законодательство в сфере защиты прав потребителей в договорных отношениях, права потребителей и обязательства продавца.
Цель работы: Всестороннее исследование законодательства, связанного с защитой прав потребителей при заключении договора купли-продажи с продавцом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- анализ правового регулирования прав потребителя;
- раскрытие способов и форм защиты прав потребителей;
- рассмотрение последствий передачи товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи;
- выявление прав потребителей в случае обнаружения недостатков в товаре.
Методологическую основу работы составляет применение таких приемов, как: обобщение теоретических и законодательных источников по вы-бранной теме, анализ сложившейся судебной практики, а также их синтез, описательный метод, классификация.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.1 Общая характеристика прав потребителей товаров
Приобретение товаров и услуг для ведения хозяйства является неотъемлемой частью жизни людей уже многие столетия. Поэтому, чтобы урегулировать эту сферу жизни общества во многих государствах испокон веков издавались законы, формировалась нормативная основа, благодаря чему конфликты с участием граждан-потребителей разрешались наилучшим образом.
Уже в странах древнего мира существовали законы, направленные на защиту прав потребителей. Например, известные всем Законы царя Хаммурапи содержали в себе положения, способствующие защите людей, которые хотели приобрести товары, от желания торговцев продать испорченную или бракованную продукцию. В них правитель закрепил положения, касающиеся ценообразования, а также установил ответственность продавца за качество приобретенного у него товара .
Обратимся к истории России. До 1991 года отношения в потребительской сфере регулировались исключительно гражданским законодательством. При этом гражданский кодекс содержал лишь общие положения, права потребителя практически не были защищены, а оборот товаров рос, это привело к необходимости создания отдельного закона.
Таким правовым актом мог стать Закон СССР от 22 мая 1991 года № 2184-1 «О защите прав потребителей». Рассматриваемый нормативно-правовой акт (далее - НПА) содержал в себе многие прогрессивные положения, например, в нем была учтена компенсация за моральный вред.
Однако, в связи со сложной политической ситуацией, документ так и не вступил в силу .
В настоящее время основные принципы, на которых базируется все законодательство РФ содержатся в Конституция РФ. В ст. 45 установлено, что в России человеку гарантируется государственная защита его прав и свобод. Так, для защиты интересов покупателей государством создана федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-века (далее - Роспотребнадзор).
Следующим по иерархии источником в области защиты прав потребителей необходимо назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). К потребительскому праву применяются нормы кодекса о договоре купли-продажи гл. 30, о возмездном оказании услуг гл. 39 и ряд других.
В Законе РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) в ст. 1 представлена система НПА, применяемая к данной сфере. В нее входят: ГК РФ, Закон о защите прав потребителей, принимаемые в соответствии с ними иные НПА.
Так, потребительское право состоит из совокупности разноотраслевых НПА, но его можно считать выделившимся в специальную комплексную отрасль законодательства. Нормативно-правовой базис рассматриваемого института составляют положения о субъективных правах потребителей .
Специальным законом, регулирующим отношения между покупателем и продавцом, выступает Закон о защите прав потребителей. Именно в нем закреплены права потребителя. Так, согласно ст. 3 Закона о защите прав потребителей приобретатель имеет право на просвещение в области защиты своих прав.
Для того, чтобы каждый гражданин-потребитель имел возможность воспользоваться этим правом государство разрабатывает образовательные стандарты, в которых предусмотрено изучение данной темы.
В Роспотребнадзоре разрабатываются специальные буклеты в зависимости от количества обращений и сезонной необходимости, также на сайте организации всегда можно найти актуальные новости в сфере защиты прав потребителей. Библиотеки в оговоренные дни недели обеспечивают консультационные часы со студентами, состоящими в юридической клинике и с практикующими юристами.
Следующее право потребителя - право на качественный товар. Качество товара должно соответствовать договору. Если же в условиях договора характеристики товара не закреплены, продавцу следует предоставить такой товар, который соответствует требованиям, которые обычно предъявляются к данному товару.
Исходя из вышесказанного, можно определить качество товаров как совокупность законодательно закрепленных, существующих в НПА, в договоре и в требованиях, обычно предъявляемых к товару такого рода, существенных свойств, при наличии которых товар является полезным для потребителя и может быть использован по назначению.
Соответствующее качество означает также и то, что товар является без-опасным. Но вот безопасность товара не всегда свидетельствует о том, что он надлежащего качества. Если же в товаре присутствуют какие-либо недостатки, если он не соответствует заявленным свойствам, то такой товар будет то-варом ненадлежащего качества .
Стоит помнить о том, что у потребителя есть право обменять непродовольственный товар на подобный товар у того же продавца, если названный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, даже если этот товар был надлежащего качества. Но такой обмен должен быть произведен не позднее 14 дней без учета дня покупки.
Следующее важнейшее право потребителя - это право на безопасность товара. Безопасность использования товара означает, что товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации остается безопасным для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняет вред имуществу приобретателя. Изготовителю необходимо обеспечивать безопасность товара на протяжении всего срока его службы или срока годности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голо-сованием 12.12.1993 // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ (в ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон от 26 янв. 1996 г. №14–ФЗ (в ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации.– 1996. – 29 янв. – №5. – Ст. 410.
4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300–I (в ред. от 04.08.2023) // Рос. газ. – 1992. – 7 апреля.
5. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров дли-тельного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. 1998 – N 4. – Ст. 482.
6. Об утверждении перечня технически сложных товаров: постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 // СЗ РФ. – 2011. – № 46. – Ст. 6539.
7. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных то-варов надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 // СЗ РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 482.
Материалы судебной практики
8. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 9.
9. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 // Российская газета. – № 29. – 1995.
10. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 г. №16–КГ18–49. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2024). – Режим доступа: КонсультантПлюс: [справ.–правовая система], свобод.
Научная литература
11. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей / Подготовлен для СПС КонсультантПлюс, 2021.
12. Гришаев С.П. Защита прав потребителей / Подготовлен для СПС КонсультантПлюс, 2021.
13. Халилова Р.М. Учебное пособие по дисциплине «Защита прав потребителей» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право». - Махачкала: ДГУНХ, 2019. – 237 с.
Периодические издания
14. Антропова, Т.Ю. Изменения в защите прав потребителей: запрещены недобросовестный сбор данных и недопустимые условия договора / Т.Ю. Антропова // «Руководитель бюджетной организации». – 2022. – №7. – С. 9– 11.
15. Вятчин, В.А. О состоянии регламентации возмещения убытков и взыскания неустойки в современном праве России / В.А. Вятчин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. – № 2. – С. 121–131.
16. Доронина, М. И. Право потребителя на компенсацию морального вреда / М.И. Дорониа // Молодой ученый. – 2020. – № 4. – С. 366–367.
17. Жилова, Ю.В. Консьюмеризм, защита прав российских потребителей / Ю.В. Жилова // Вестник науки. – 2022. – Т.6. №1(45). – С. 66– 70.
18. Кулиев, Э.З.О Проблемы судебной защиты прав потребителей / Э.З.О. Кулиев // В сборнике: Студенческий научный форум 2023. сборник статей VII Международной научно– практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 184– 186.
19. Кулицкая, Л.И. О необходимости разработки критериев определения размера компенсации морального вреда / Л.И. Кулицкая, Л.Ю. Лебедянцева // The Newman in Foreign policy. 2021. – № 60 (104). – С. 70–73.
20. Молчанова, А.В. Правовые последствия продажи потребителю некачественного товара / А.В. Молчанова // В сборнике: Актуальные вопросы цивилистики. Материалы Всероссийской научно–практической конференции с международным участием, посвященной 25–летию юридического факультета Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. Научный редактор С.В. Доржиева. – 2019. – С. 89–94.
21. Усольцев, Е.Ю. Злоупотребление правом со стороны потребите-ля: постановка проблемы и поиск ее решения / Е.Ю. Усольцев // Юрист. – 2021. – № 4. – С.7– 9.